Экстренная доврачебная помощь
БРЕД И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
ПРИЗНАКИ:
•ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации: • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее, которых нет на самом деле).
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи . До прибытия специалистов следите , чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.
Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.
Пережитая катастрофа, потеря кого-то близкого (смерть, разлука), тяжелая болезнь, приведшая к инвалидности, - все это действительно может толкнуть человека на самоубийство (суицид).
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
Человек, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то, обязательно, проявил по отношению к нему сочувствие. Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит. Вы должны стать своим, «играть на его стороне». Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить «после такого!»; жив-здоров, голова, руки-ноги на месте; нужно думать и заботиться о детях, родителях). Покажите уникальность его жизненного опыта. Попросите его о помощи (это поможет ему почувствовать, что он кому-то нужен). Ведите разговор на том расстоянии, которое ему удобно. Если он отклоняется от Вас, сделайте шаг назад. Постепенно, продолжая разговор, приближайтесь к нему. При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту.
АПАТИЯ
ПРИЗНАКИ:
• безразличное отношение к окружающему • вялость, заторможенность • речь медленная, с большими паузами
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ?» Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь). Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим нуждающимся в помощи).
•резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи •отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки) •застывание" в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности •возможно напряжение отдельных групп мышц
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями и четко над зрачками. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть, Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего и вывести его из оцепенения.
ИСТЕРИКА
ПРИЗНАКИ:
• сохраняется сознание • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы • речь эмоционально насыщенная, быстрая • крики, рыдания
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. •Не потакайте желаниям пострадавшего.
ПЛАЧ
Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, а порой и взрослый, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Важно, когда рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
ПРИЗНАКИ:
• человек уже плачет или готов разрыдаться • подрагивают губы • наблюдается ощущение подавленности • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении
Помните!
Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы.Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: «Сошел с ума от горя».
НЕОБХОДИМАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ:
Не оставляйте пострадавшего одного, установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом. применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства, говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду... Не задавайте вопросов, не давайте советов. Помните! Ваша задача - выслушать.
•ОТРИЦАНИЕ «Нет, не я!»
•ГНЕВ
«Почему именно я?»
•«ТОРГ» больной вступает в переговоры, обещая за продление своей жизни, например, быть послушным, стать верующим
• ДЕПРЕССИЯ больной не задает вопросов, плачет, замыкается в себе
• ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Помните!
Необходимо как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того, что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Принято считать, что нужно «бороться со смертью до конца». Однако более важно, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.
Помните!
Необходимо найти ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело),который поможет смертельно больному человеку прожить остаток жизни без душевных терзаний.
Желательно, чтобы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим.
ПОМНИТЕ
За короткое время происходит столкнове-с реальной угрозой для жизни (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Изменяется образ мира, действительность ставляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У человека возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.
Помните!
Если человек не подвергся физическому силию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ
Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа). Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний). Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события). не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды. («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты/часы.»)
ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ
Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения разрушение иллюзии справедливости беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, невыносимым для него, что выразится в молчании, оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять страшные моменты происшедшего (например изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека). Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил, и Вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось.») Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх). Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки). Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов). Помните! Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.